Воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ ВМР

 "Детский сад №15 "Лужок"

Купцова Елена Владимировна

Театрализованная деятельность

 

 

Театр – это волшебный мир!

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

      Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

      Театрализованная деятельность в детском саду - Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

      Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности.

            В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    активизации познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами;

    сформировать правильную модель поведения в современном мире;

    повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

    совершенствовать речь ребенка, правильную артикуляцию,  тренировать речевое дыхание, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшать диалогическую речь, ее грамматический строй;

    познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

    познакомить с элементарными представлениями о видах театра; о правилах поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала;

    совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;

    творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

    развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

    формировать творческую, самостоятельную активность ребёнка; ликвидацию скованности и зажатости юных театралов.

    совершенствовать пластику тела, координацию движений, гибкость;

    развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;

Принципы театрализованной деятельности.

        Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития ребенка.

Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:

?         разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);

?         регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);

?         снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);

?         раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);

?         создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).

Формы организации театрализованной деятельности.


          Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

           Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любой деятельности детей в детском саду.

    Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.

    Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

    Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Виды театрализованной деятельности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 7 видов театрализованных игр.

1.     Театр на стенде.

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей.

К стендовым играм относятся:

?         фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

?         магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);

?         театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

2.     Театр на столе.

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие.

Такой театр может быть:

?         бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

?         магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;

?         резиновым (набор резиновых игрушек);

?         из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

3.     Театр «наручный».

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, одевающихся на руку.

Такой театр может быть:

?         Пальчиковым (фигурки надеваются отдельно на каждый палец);

?         Перчаточным (перчатка одевается  на всю ладонь)

Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

?         картона, вырезанного в форме конуса;

?         ткани;

?         шариков для тенниса;

?         пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

?         спичечных коробков и пр.

4.     Верховой театр.

Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

?         тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

?         бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

?         театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

5.     Театр на полу.

Такой театр может быть: марионеточным.

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

6.     Театр живых кукол.

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, а также во время проведения досуга, утренников.

С помощью театра живых кукол можно:

?         пересказать сказку;

?         разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

?         масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

?         платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

?         театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

7.     Костюмированные представления.

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Дети  перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа.

Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.

Формы работы театрализованной деятельности:
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями

Основные направления работы с детьми.

?              Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

?              Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

?              Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.


?              Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами 

театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

?              Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

          Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.

Как мотивировать детей к занятиям  театрализованной деятельностью?

           Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

?         Наглядность.

         Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа.

       Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах).

       Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.

?          Беседы.

          Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»?, «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.

?         Игры.

       В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).

 

«Организация театрализованной деятельности дошкольников

на разных возрастных этапах».

Младшая группа

         В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.

        Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д.

        Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя.

         Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным.

         С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности детей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

 

Средняя группа.

   Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
         Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц.

         Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры -драматизации.

В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
          Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

 

Старшая группа.

           Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д.

         Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.

         Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат.

          Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа.

          Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
          Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
            В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

           В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

«Организация и оформление развивающей предметно - пространственной среды уголка театрализованной деятельности в группе».

        Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды по театрализованной деятельности в группе.

       «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.  Оснащение формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

         Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

         С этой точки зрения огромное значение имеет организация помещения. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

         Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группах рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок. Очень важно правильно продумать и определить место в помещении группы для его оформления.

При этом следует опираться на следующие принципы.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.

Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д.), выбирать то, что ему по душе.

Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

Принцип доступности, позволяющий детям подойти и самостоятельно выбрать понравившийся вид деятельности в театральном уголке.

 

Предметно -  развивающая среда уголока театральной деятельности группы «Ромашка».


      На полках уголка театрализованной деятельности  располагаются:

    различные виды театров;

     реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, шапочки, маски;

    атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

        В дальнейшем содержание и насыщение уголка театрализованной деятельности постоянно обновляется и меняется, усложняется в зависимости от возраста и развития детей.

       Воспитателям нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

       Театрализованная деятельность в детском саду является важным компонентом образовательной программы, так как позволяет реализовать практически все цели, связанные с развитием познавательной, эмоциональной и творческой сторон личности ребёнка.

        Вот почему педагог должен всесторонне и максимально полно изучить методику и специфику проведения видов театрализованной деятельности,  а также познакомиться с приёмами введения элементов театрализации на других видах деятельности.

 

Дата последнего обновления страницы 28.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»