Воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ ВМР

 "Детский сад №15 "Лужок"

Купцова Елена Владимировна

Художественно - эстетическое развитие

"Нетрадиционные техники рисования"

 

   

В системе художественно - эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, также формирует эстетические   вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Нетрадиционное рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

 Освоение отдельных технических приемов нетрадиционного рисования вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Творчество для детей - это отражение душевной работы.

Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Творческий процесс - это настоящее чудо.

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Такие как: (воздушно-пупырчатая пленка, губка, мятая бумага, ватные палочки, целлофановые пакеты, крыжечки от бутылок, зубная щетка и тд). Именно такой материал для детской руки более удобен и представляет больший интерес.

Рисование бросовым материалом доставляет удовольствие, радость и множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Освоение отдельных технических приемов нетрадиционного рисования вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Принцип реализации нетрадиционных техник рисования лежит  от простого к сложному. 

 Доступность;

 системность знаний;

цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;

 всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков;

 активность и самостоятельность.

 

Структура занятия

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов нетрадиционного рисования.

3. Рисование детьми.

4. Динамическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

    

        Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:

·      рисование ватными палочками,

·      рисование губкой,

·      рисование мятой бумагой,

·      рисование воздушным шариком,

·      рисование зубной щёткой,

·      оттиск воздушно – пупырчатой пленкой,

·      рисование целлофановым пакетом.

  § 

        Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

        С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать, ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

 

Методы проведения занятия:

·      словесные (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

·      наглядные (показ, образцы поделок, иллюстрации

·      практические

Технологии:

·      игровое обучение; принцип индивидуального подхода игровые

 

Используемые методы

·      дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

·      формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

·      способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

         

Ожидаемый результат:

§  знать о том, что с помощью бросового материала можно получить разные по форме и величине отпечатки,

§  знать инструменты и приспособления для рисования;

§  знать правила оборудования рабочего места;

§  знать правила раскрашивания, хранения рисунков

должны уметь:

§  пользоваться щаблонами, обмакивая их в краску;

§  выполнять отпечатки и оттиски шаблонов и бросового материала;

§  дополнять свой рисунок необходимыми элементами;

§  последовательно и правильно выполнять этапы работы при нетрадиционном рисовании

§  пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для нетрадиционного рисования;

§  соблюдать технику безопасности;

§  оценивать свою работу;

§  работать в коллективе.

Дата последнего обновления страницы 28.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»